Рассказ о жизненном и боевом путях от добровольца из Ленобласти, кавалера Ордена Мужества и отважного командира с позывным «Азимут».
Как признался «Азимут», в мирной жизни ему было тяжело себя найти — приходилось часто искать подходящую работу.
«Изначально планировал стать военным. Удалось закончить Нижегородское высшее военно-инженерное командное училище, уже после учебы определенное время послужил по контракту, но из-за некоторых причин пришлось пришлось оставить военное дело. Далее, на «гражданке», много чем занимался, начиная с внешне-экономической деятельности и заканчивая руководящей должностью в банке, которая и стала последней перед уходом на СВО. Там уже, можно сказать, что наконец нашел себя!»
На вопрос о том, как добровольцу удалось дослужиться до должности командира батальона, он скромно ответил, что как-то само собой получилось.
«Честно говоря, все как-то само так вышло. Попав на фронт, меня сразу же сделали командиром саперной роты — благодаря подходящему военному образованию. Далее после ранения меня вызвали из отпуска несколько раньше и назначали временно исполняющим обязанности начальника штаба. С этой должности меня уже и назначили командиром батальона. Собственно, как и сказал ранее, что все само собой случилось».
Чаще всего, колоссальная работа инженерных войск остается в тени, поэтому один главных вопросов «Азимуту» был о его специфике задач.
«Специальность инженерных войск очень обширна. Помимо, расчистки пути для штурмовых групп, мы оборудуем пункты управления, и строим линии обороны. Кстати, всем известная «линия Суровикина» была построена нашими инженерами с помощью тетраэдров и противотанковых рвов, а также минирования участков».
Как и любая другая фронтовая профессия, работа сапера полна трудностей — одна из которых разминирование уже освобожденных территорий от врага.
«На освобожденных землях всегда хочется сохранить жилые дома и другие здания, но часто нацисты, убегая, оставляют «сюрпризы». Чтобы сохранить жизни бойцов-саперов и не разрушить инфраструктуру есть определенный момент, желая сделать то и другое. Но, к сожалению, иногда приходится чем-то жертвовать. Зачастую, получается избежать жертв за счет профессионализма личного состава».
Командир рассказал о взаимоотношениях в коллективе и разговорах с бойцами перед выходом на задачу.
«Всегда, когда отправляю солдат на задачу, объясняю им, что жизнь одна и не стоит излишне ей пренебрегать. Конечно, не обходимся без черного юмора. Наверное, благодаря ему бойцы начинают осознавать, что жизнь может закончиться в любой момент, тогда во многом их действия становятся более обдуманными и аккуратными. Все же могу добавить, что иногда самому проще пойти на задание, чем кого-то оправить. Главное — это относиться по-человечески к ребятам, ведь им приходится выполнять самые непростые задачи!»
Один случай наш собеседник вспоминает до сих пор с улыбкой, тогда он еще сам выходил на боевые задачи.
«Перед выполнением одной задачи старший командир мне сказал: «Ты когда что-то сделаешь и что-то пойдет не так, то ты по рации предупреди!» — на что я ответил: «Предупредить вряд ли уже смогу — скорее всего, вы это услышите!»
Перезагружаться эмоционально и уходить от всей тяжести боевых действий помогают военнослужащим некоторые вещи, о которых рассказал «Азимут».
«Почти во всех подразделениях есть бани. И я сам замечаю, что солдаты ходят туда с музыкальными колонками и ставят погромче разные песни. Чаще всего звучит песня «333». Некоторые еще, как ни странно, привозят приставки игровые. Вот, наверное, то, что помогают ребятам расслабляться».
Азимут отметил, что Ленобласть живет по принципу «Своих не бросаем». Так, например, когда было нужно, он обратился и лично получил от губернатора Ленобласти Александра Дрозденко антидроновое ружье.
«Как командир пытаюсь обеспечить своих бойцов всем необходимым. Поэтому в прошлом году решим обратиться за помощью к Правительству Ленобласти. Так, я вышел на депутат Заксобрания Сергея Мачинского, который сказал, что помощь будет оказана, и пригласил в Фонд «Ленинградский рубеж».
Уже будучи в отпуске, удалось приехать, где мне и подарил антидроновое ружье Александр Дрозденко. Стоит отметить, что данное ружье способно подавить почти все виды БПЛА. Кстати, до сих пор мои бойцы им пользуются».
Закончил беседу «Азимут» традиционными для наших интервью пожеланиями.
«В первую очередь, хочется пожелать мира тем регионам, которые вошли в состав России. Главное, чтобы они как можно скорее почувствовали мир и там не было больше никаких распрей. Пока, к сожалению, с болью смотришь на то, как там растут дети в условиях постоянных обстрелов. Что касается слов для сослуживцев, то скажу так — делай, что должен, но а там будь, что будет!»